В 20 час. 38 мин. при производстве маневровой работы на четной автоматизированной сортировочной горке станции Челябинск-Главный Южно-Уральской ж.д. допущен сход одного вагона.
Расследованием установлено, что в процессе роспуска вагонов (подформирование групп вагонов сборного поезда) на путь № 68 сортировочного парка был направлен отцеп № 2, состоящий из 3 порожних вагонов. Роспуск осуществлялся в автоматическом режиме.
Оператор сортировочной горки (стаж работы в должности 2 года) вмешалась в исправно действующие устройства автоматики и перешла на ручной режим роспуска для вытормаживания отцепа № 2.
В нарушение требований инструкции по пользованию устройствами КСАУ СП оператор сортировочной горки для торможения порожних вагонов применила четвертую ступень торможения, которая применяется только для торможения вагонов массой брутто 80 тонн.
Из-за нерасчетливого торможения вагоны отцепа № 2 были остановлены на спускной части сортировочной горки между 2 и 3 тормозными позициями.
Как следствие, отцеп № 9, состоящий из 1 порожнего крытого вагона, который также следовал на путь № 68, соединился с отцепом № 2 в районе стрелочного перевода № 67 (согласно Инструкции по работе сортировочной горки соединение вагонов в данном месте в процессе роспуска запрещено). В итоге при сцеплении не обеспечена соосность автосцепок (допущено «забуферение»).
После допущенного сцепления в «запретной» зоне, ДСПГ (стаж работы в должности 4 года 2 месяца) в нарушение требований Инструкции по работе сортировочной горки не убедился через составителя поездов в правильности сцепления вагонов. По окончании роспуска, в соответствии с планом маневровой работы, начал перестановку 4 порожних крытых вагона с пути № 68 через горб сортировочной горки на путь № 25 (в хвост формируемому составу).
При следовании по спускной части сортировочной горки допущен сход одного крытого вагона (второго по ходу движения) одной тележкой.
Следует отметить, что мер, ограничивающих сцепление вагонов на спускной части горки проектом сортировочной горки станции Челябинск-Главный изначально не предусмотрено.