12 марта 2020 г. в 6 час. 30 мин. при проведении маневровой работы по расформированию состава поезда № 3517 (6416-886-6400) на стрелочном переводе № 219 станции Рузаевка Куйбышевской ж.д. допущено жесткое сцепление отцепа из 5 груженных вагонов с отцепом из 17 порожних вагонов, стоящих за пределами полезной длины пути № 2 сортировочного парка, с последующим сходом 2 вагонов.
В ходе расследования обстоятельств и причин допущенного события установлено, что на момент начала расформирования поезда № 3517 на пути № 2 находилось 58 вагонов (условной длиной 51 вагон, весом 1948 тонн).
В соответствии с сортировочным листом на путь № 2 необходимо было направить 6 отцепов в количестве 24 вагонов.
Отцеп № 12 (в количестве 2 вагонов) после торможения регулировщиком скорости движения вагонов (далее – РСДВ) остановился за башмакосбрасывателем и из-за наличия противоуклона (величиной 1,25 ‰ на протяжении 320 метров) начал движение в сторону горки. РСДВ для исключения его дальнейшего движения под данные вагоны был установлен один тормозной башмак со стороны горки.
Отцепы № 19 и № 20 (объединены) в количестве 15 вагонов проследовали на путь № 2 и сцепились с данными двумя вагонами, после остановки данная группа вагонов начала движение в сторону горки. РСДВ под данные вагоны был установлен один тормозной башмак, после чего вагоны проследовали три метра в сторону горки. Хвостовая часть отцепа остановилась в хвосте крестовины стрелочного перевода № 219.
Отцепы № 21 и № 22 (объединены) одной группой проследовали на путь № 9. В 6 час. 30 мин. на путь № 2 направлены отцепы № 23 и № 24 (объединены) в количестве 5 груженых вагонов, после чего на стрелке № 219 произошло жесткое сцепление с отцепом из 17 вагонов с последующим сходом 2-х порожних вагонов.
Комиссией по расследованию данного события установлено, что непосредственной причиной явилось жесткое сцепление отцепов № 23 и № 24, состоящих из 5 груженных вагонов, с группой из 17 вагонов с последующим сходом 2 порожних вагонов.
Основной причиной жесткого сцепления явилось не выполнение дежурным по сортировочной горке (далее – ДСПГ) требований пункта 4.3.2 Инструкции по работе сортировочной горки железнодорожной станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги, утвержденной 11 июня 2019 г. (далее – Инструкция по работе сортировочной горке) в части не прекращения роспуска вагонов при нахождении отцепа на спускной части горки.
В ходе расследования также установлено, что ДСПГ в нарушение требований пункта 2.2.2 Инструкции по работе сортировочной горке, не получив личный доклад от старшего регулировщика скорости движения вагонов о готовности к роспуску по парковой связи приступил к роспуску подвижного состава.
Нарушения ДСПГ:
- в нарушение требований пункта 2.6.1.4 Инструкции по работе сортировочной горке, не следил за движением отцепов;
- в нарушение требований пункта 2.6.1.2 Инструкции по работе сортировочной горке, не обеспечил безопасность производства маневров на горке, сохранность подвижного состава;
- в нарушение требований пункта 2.4.4 Инструкции по работе сортировочной горке, после допущенного схода вагонов на стрелочном переводе № 219 не перекрыл сигнал горочного светофора и не прекратил роспуск состава поезда № 3517.
Кроме того, стоит отметить, что в процессе роспуска состава поезда № 3517, ДСПГ был допущен роспуск 4 вагонов имеющих отметку в сортировочном листе «НГ» (цистерны для перевозки сжиженного газа) на путь № 3. При этом, 6 января 2020 г. РБД в период режима функционирования «Повышенная готовность» уже выявлялись аналогичные нарушения в смену данного ДСПГ.
Оператор сортировочной горки (далее – ОСГ) в нарушение требований пункта 2.6.2.1 Инструкции по работе сортировочной горке, при движении группы из 17 вагонов с пути № 2 в сторону горки, не приняла меры по направлению отцепа из 5 груженых вагонов на другой путь. Стоит отметить, что с рабочего места ОСГ отсутствует видимость 2 тормозной позиции.
РСДВ в нарушение требований пункта 2.6.4.1 Инструкции по работе сортировочной горке при обнаружении возникших препятствий для роспуска вагонов (движение группы из 17 вагонов с пути № 2 по направлению стрелочного перевода № 219 в сторону горки), не обеспечил любыми способами передачу сообщения о прекращении роспуска.
Стоит отметить, что ДСПГ, ОСГ, старший РСДВ и РСДВ работают в должности менее года.
Способствующей причиной случая схода вагонов явилось не выполнение работ по приведению уклонов продольного профиля 2-го сортировочного пути станции Рузаевка в соответствии с проектом № 16314, разработанным Самарским проектно-изыскательским институтом «Желдорпроект Поволжья» - филиала АО «Росжелдорпроект» в 2018 году, при проведении работ по капитальному ремонту на старогодних материалах, выполненных в апреле 2019 г. силами путевой машинной станции № 151.
Начальник станции Рузаевка по неоднократным обращениям работников сортировочной горки железнодорожной станции Рузаевка по случаям самопроизвольного движения отцепов в сторону горки мер к устранению нарушений не принимал. Системной причиной данного события явилось отсутствие профилактической работы со стороны начальника станции Рузаевка по контролю за работой горочного комплекса.