8 января 2020 г. в 7 ч.05 минут мск. вр. на железнодорожной станции Бирея Северобайкальского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением на восточном полигоне (далее – Дирекция) допущен проезд выходного светофора Н-2 с последующим взрезом стрелочного перевода № 2 при следующих обстоятельствах:

планом работы предусматривалось отправление поезда №8101 со станции Киренга до станции Небель для производства работ по станции Небель. По станции Бирея производилось скрещение с поездом № 2340, в связи с чем маршрут поезду № 8101 был приготовлен ДНЦ  с остановкой на 2 путь станции Бирея.

В 7 ч. 04 минуты мск. вр. хозяйственный поезд № 8101 в составе локомотива ТЭМ-2 № 5672 под управлением машиниста с снегоуборочной машиной СМ-2Б № 1306, при следовании снегоуборочной машиной вперед проследовал запрещающее показание светофора Н-2 станции Бирея с последующим взрезом стрелочного перевода № 2 и выездом на перегон Бирея - Марикта.

Предварительным расследованием установлены следующие нарушения работников:

Машинист снегоуборочной машины СМ-2Б:

- в нарушение требований пунктов 98 Приложения 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286
(далее – ПТЭ) не следили за сигналами, подаваемыми светофорами;

- в нарушение требований пункта 13 общих положений ПТЭ при неисправности поездной радиосвязи не предприняли мер к остановке поезда.

Руководитель работ ПЧ-23, ПДБ :

- в нарушение требований пункта 8.8 Положения об организации работы бригад снегоуборочной и снегоочистительной техники на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 5 августа 2016 г.
№ 1590р не следил за показаниями сигналов светофоров и не передавал их машинисту поезда  по радиосвязи, не осуществлял сопровождение снегоуборочной машины СМ-2Б № 1306.

Машинист локомотива ТЭМ-2 № 5672:

- в нарушение требований пунктов 26 Приложения 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ) не убедился в наличии разрешающего показания на входном светофоре станции Бирея через руководителя работ.

Проведена проверка порядка допуска и отправления поезда №8101 со станции Киренга: в соответствии с выпиской из приказа НЗ-1 о предоставлении «окон», сформированной в системе АС АПВО, в сутках 8 января 2020 г. по станции Киренга был сформирован состав хозяйственного поезда № 8101 из локомотива ТЭМ-2 № 5672 и снегоуборочной машины СМ-2Б № 1306 для производства работ по очитке путей от снега на станции Небель.

В 3 ч. 12 мин. мск. времени дежурный по станции Киренга согласно требованиям Инструкции о порядке планирования, разработки, предоставления и использования технологических «окон» для ремонтных
и строительно-монтажных работ в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 25 февраля 2019 г. № 348/р проверил наличие бригадира пути в списке лиц, имеющих право руководства работами в «окно»
по Северобайкальскому региону Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, утвержденном начальником Северобайкальской дистанции пути, после чего руководитель работ ПДБ  согласно пункту 3.8 Руководства по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального подвижного состава ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2010 г. № 2697р оформил запись в журнал формы ДУ-58 о приведении в транспортное положение снегоуборочной машины СМ-2Б № 1306.

В ходе расследования установлены факты невыполнения работниками Северобайкальской дистанции пути требований пунктов 8.5, 8.6., 8.7. «Положения об организации работы бригад снегоуборочной и снегоочистительной техники на инфраструктуре ОАО «РЖД»» (далее - Положение), утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» 5 августа 2016 г. № 1590р, в части запрета на следование вперед машиной без руководителя работ и не обеспечения безопасности движения при следовании по перегону.

Так, в момент транспортировки руководитель работ ПД, производивший приведение в транспортное положение машины СМ-2Б № 1306, отсутствовал в кабине управления, как ответственный за транспортировку вперед снегоуборочной техники. Кроме этого, ответственность за транспортировку не установлена приказом по Северобайкальской дистанции пути.

Диспетчер поездной:

в нарушение требований пункта 2.1 таблицы № 2 приложения 20 к приложению 6 ПТЭ не информировал машиниста о приеме поезда на второй путь станции Бирея.